План Вучика

29 марта Вукан Вучик, ведущий эксперт министерства транспорта США и профессор Пенсильванского университета представил на суд омской публики проект создания в Омске линии скоростного трамвая, над которым работали ведущие эксперты московского агентства «Городские проекты».



После трехчасового разговора осталось впечатление, что у Омска есть реальный шанс получить современную транспортную систему на уровне лучших европейских городов. Осталось этот шанс не упустить.

Конференц-зал Экспоцентра в субботний полдень был набит битком. Кажется, все омские журналисты, общественники и вообще все неравнодушные омичи приехали сюда, чтобы поприсутствовать на историческом событии, в реальность которого с самого начала верилось с трудом. Сам Вукан Вучик, принявший непосредственное участие в изменении транспортной ситуации Москвы и других городов мира, не только работал над проектом создания ЛРТ в Омске, но и сам прибыл в наш город, чтобы его презентовать. 

 

Некоторую нереальность происходящего, казалось, чувствовал и первый заместитель председателя правительства Омской области Вячеслав Синюгин, вышедший к аудитории с приветственным словом. «В этом символическом месте год назад проходила стратегическая сессия по реализации Стратегии развития Омской области, когда было принято решение пригласить эксперта для дискуссии о транспортной проблемы города. Три месяца мы готовили встречу с мистером Вучиком, и прекрасно, что она состоялась благодаря фонду сенатора Андрея Голушко "Мечте навстречу". Профессор встретился с губернатором Назаровым и мэром Двораковским, и они друг друга услышали», — высказал уверенность Синюгин. 

 

Наконец к аудитории вышел сам Вучик. «Меня радует, что жители Омска озабочены транспортной ситуацией в городе. Она действительно непростая и требует серьезной корректировки. При этом совершенно не уникальна — с такой же проблемой сталкивается множество городов, — начал профессор. — Вот мне говорят, что русские любят покупать машины и хвастаться ими друг перед другом. Но это не только ваш менталитет, такая проблема есть во всем мире. Машина дарит каждому человеку в отдельности комфорт, но когда автомобилей становится слишком много — мы получаем транспортный коллапс и не можем двигаться на автомобилях так быстро, как нам бы этого хотелось. Автомобиль — благо для каждого в отдельности, но зло для общества. Необходимо дестимулировать людей использовать частные автомобили — вводить плату за парковку в центре города, а также за въезд в город. При этом улучшать общественный транспорт, чтобы повышать его конкурентоспособность и престиж». 

 

Вучик рассказал об опыте модернизации транспортной системы в других городах. В США власти в свое время совершили ошибку, полностью отказавшись от трамвая, и теперь вынуждены заново отстраивать разрушенные когда-то ветки. В Европе, напротив, активно развивали системы ЛРТ и сегодня города Германии, Бельгии, Франции могут похвастаться самыми современными и удобными транспортными системами. В качестве ориентира для Омска профессор привел город Кельн, в котором за три года выстроили современную и обширную сеть скоростного трамвая.

Эксперты «Городских проектов» проанализировали транспортную ситуацию в Омске. Результаты исследования удручающие — 55% пассажиров в городе перевозит самый небезопасный и неконтролируемый транспорт, который мистер Вучик забавно называет marshrutka. При этом стоимость проезда в Омске выше, чем во многих европейских городах — Берлине, Барселоне, Праге. Маршрутки создают огромное количество пробок на дороге, выбрасывают в воздух половину всех вредных газов, делая город еще более грязным и неудобным. А транспортные компании и городские власти терпят убытки из-за невозможности взять рынок маршруток под контроль. «Вы должны понимать, что для перевозки 220 пассажиров нужно 15 маршруток и всего два трамвая. Подумайте, насколько разгрузятся ваши дороги, если маршрутки на них заменить трамваями на выделенных полосах», — отметил профессор.

 

«Городские проекты» оценили три возможных варианта решения транспортной проблемы в Омске — метро, городская электричка и перестройка дорог. По мнению Вучика, городская электричка — интересный вариант, но не оправданный для Омска — слишком дорогое строительство при недостаточном пассажиропотоке. С метро ситуация та же. «Строительство дорог и перестройка уже существующих может привести к еще большему транспортному коллапсу в городе. Решить проблемы с автомобильным движением вы можете более грамотной разметкой и регулированием парковок в центре города — они обязательно должны быть платными, хотя в России это пока не слишком распространено. Я был в шоке, когда узнал, что в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади можно на сутки совершенно бесплатно оставить машину! А потом питерское правительство спрашивает у меня, как можно бороться с пробками. Ответ очевиден — сделайте въезд в центр города и парковки платными», — поделился Вучик.

 

Наконец, мистер Вучик перешел к самому интересному. Команда «Городских проектов» разработала для омского правительства проект строительства скоростного трамвая, который будет не только значительно дешевле метро, но и гораздо эффективнее. «Если вы продолжите строить метро, вам понадобится 24 миллиарда для только одной ветки метро длиной 7 километров. При этом пользоваться ей смогут только 3% омичей. Но для города одной ветки будет недостаточно. Мы же предлагаем вам построить линию ЛРТ за 10 млрд длиной 20 км», — пояснил профессор.

 

Строительство ЛРТ в Омске «Городские проекты» предложили разбить на четыре этапа. Первый минимальный рассчитан на два-три года и предполагает создание ветки, которая свяжет центр с Левым берегом и ж.д. вокзалом. При этом продолжительность поездки сократится почти в два раза, по сравнению с сегодняшней ситуацией. Стоимость этого этапа составляет 10 млрд рублей с учетом реконструкции существующих рельсов и покупки подвижного состава. При условии достаточного финансирования уже в 2016 году омичи смогут проехать почти через весь город на современном и безопасном транспорте. 

На конечном этапе линия ЛРТ возьмет на себя 70% всего пассажиропотока Омска и охватит около 30% жителей. Общую стоимость проекта эксперты оценили в 35-37 миллиардов, а реализовать проект предполагается в течение шести лет, снова с оговоркой на достаточное финансирование, в котором нет совершенно никакой уверенности.

 

Проект по максимуму использует все уже существующие в Омске ресурсы – трамвайное депо, рельсовые пути, уже построенные объекты метро. «Преимущество Омска – у вас уже есть большое количество трамвайных путей, проходящих по выделенным линиям. В нашем проекте половина линий ЛРТ проходит по уже существующим в Омске трамвайным путям, которые, само собой, нужно реконструировать. Вторую половину линий нужно построить на выделенных полосах. Я сегодня прогулялся по Омску и увидел, что у вас много достаточно широких улиц, на которых можно без особого ущерба выделить одну из существующих полос под трамвай», — поделился мнением Вучик. 

 

В конечном варианте линия ЛРТ в Омске будет находиться в пешеходной доступности для 30% жителей Омска, что считается очень хорошим показателем. Для сравнения, в Москве, Кельне, Питере этот показатель составляет 35%. Кроме того, Вучик отметил необходимость создания системы подвоза к станциям ЛРТ.

 

Новая линия ЛРТ использует существующие тоннели метро, но дальше пойдет исключительно по земле. На перекрестках будет использоваться система приоритетного движения, при которой трамвай будет проезжать, не останавливаясь, а автомобилям придется притормозить, чтобы пропустить его. По словам Вучика, такая система себя оправдала, и движение автомобилей при таком раскладе практически не задерживается. В строительстве эстакад профессор также не видит необходимости.

 

Однако, построить ЛРТ для модернизации системы будет недостаточно. «Вам нужно сделать всю систему удобной – обязательно должен быть единый тариф на все виды транспорта, понятная система оплаты», — отметил профессор. На вопрос из зала о том, какой может быть стоимость проезда для омичей, Вучик рассказал, что может быть два варианта – либо в тариф вкладываются все издержки, и он становится высоким (например, в Норвегии проезд на небольшое расстояние стоит три евро), либо федеральные власти субсидируют транспортную систему, и тариф удерживается на определенном уровне. «Я за средний тариф, который не был бы неоправданно низким или высоким. Во всех развитых странах правительство поддерживает транспортную систему города, ведь она создает его имидж, делает привлекательным и удобным для жизни», — отметил профессор. 

 

По словам профессора, на встрече с губернатором были достигнуты определенные договоренности по реализации проекта, однако никакой конкретики пока нет. Сам Вучик сказал, что с удовольствием примет участие в строительстве ЛРТ в Омске, если его вновь позовут городские власти. «Сейчас вам нужно организовать экспертный совет, который проанализирует проект и будет его сопровождать на протяжении всего строительства. Нужна общественная поддержка политков, гражданских активистов, общественников. Публичные слушания тоже будут очень полезны, но туда часто приходят люди, которые любят покритиковать. Поэтому нужно запастись проверяемой четкой информацией, чтобы использовать ее в качестве аргументов», — посоветовал Вучик. 

 

В ответ на вопрос архитектора Альберта Каримова о том, не проиграет ли Омск по имиджу тому же Екатеринбургу, в котором уже есть метро, руководитель агентства «Городские проекты» Вадим Гинзбург отметил, что Омску в этом плане, напротив, повезло. «Теперь у вас есть шанс получить современную систему легкорельсового транспорта, вместо дорогостоящего и громоздкого метрополитена, как в Екатеринбурге. Кстати там вместо второй ветки метро также планируют строительство линии ЛРТ», — рассказал Гинзбург. 

 

Похоже, советский стереотип «каждому городу-миллионику по метро» сменяется европейским «каждому мегаполису по скоростному трамваю». У Омска есть шанс на этой волне стать первым сибирским городом с европейской транспортной системой. Впервые на это есть надежда, подкрепленная настоящим качественно сделанным проектом от лучших мировых экспертов. 

Иллюстрации из презентации проекта «Городской транспорт в Омске. Проблемы и решения» агентства «Городские проекты».

Источник: "Класс"